11 Августа description 22:50
Вернуться назад

16:16

30.01

0 61

Марина Раскова: женщина-легенда

Одной из важнейших задач в канун 75-летия Победы является увековечение памяти героев Великой Отечественной войны, в том числе путем благоустройства и реконструкции уже имеющихся мемориальных сооружений и их комплексов, а также создания новых. Дело это пусть и непростое, но совершенно неотложное, и хорошо, когда с такой инициативой и личной помощью выступают представители власти. В Саратовской области почин благих дел в этом направлении положил вице-спикер Госдумы Вячеслав Володин, по многочисленным просьбам жителей за свои средства изготовивший и установивший в летном городке г. Энгельса новый бронзовый памятник летчице-героине Марине Расковой. До мая планируется полностью завершить работы по благоустройству всего мемориального комплекса.

Имя одной из первых женщин - Героев Советского Союза, легендарной летчицы, штурмана дальней авиации, майора военно-воздушных сил Красной армии, командира женского бомбардировочного авиаполка Марины Михайловны Расковой навсегда вписано в книгу славы саратовского края. В октябре 1941 года в г. Энгельсе Саратовской области по инициативе Марины Расковой, к тому времени уже именитой летчицы, награжденной двумя орденами Ленина и Золотой Звездой Героя Советского Союза, было начато формирование первых женских авиаполков. И здесь же в январе 1943 года, неподалеку от с. Михайловка, в результате трагической случайности разбился самолет Пе-2, на котором Марина летела на Сталинградский фронт. И совершенно неслучайно 35 лет назад в честь героической летчицы назван поселок в Саратовском районе и по его имени - целое муниципальное образование. Имя и героические деяния знаменитой летчицы в нашем районе почитают и уважают.

 

«Когда страна прикажет быть героем…»

Марина Раскова (в девичестве Малинина) родилась 28 марта 1912 года в Москве в семье с глубокими культурными традициями. Ее отец и мать были педагогами, одна тетя – сестра матери Татьяна Любатович – известной оперной певицей, две другие Ольга и Вера – профессиональными революционерками, участницами народовольческого движения. Девочка обладала выдающимися вокальными данными, отличным музыкальным слухом, и ее немолодой отец, Михаил Дмитриевич Малинин, в прошлом известный оперный певец («роскошный баритон») и антрепренер, друг и сосед по дому Ф.И. Шаляпина, позже преподававший вокал, прочил и ей карьеру оперной певицы. Марина училась в школе-девятилетке с химическим уклоном и одновременно на детском отделении Московской консерватории. Готовясь к музыкальной карьере, по желанию матери, поступила в музучилище. Однако тогдашнее время диктовало совсем другие ритмы, и молодежь рвалась на производство, искала применения своим способностям в прикладных профессиях. Марина вместо музыки выбрала химию. По окончании школы она была направлена на производственную практику на Бутырский химический завод «Анилтреста» № 3, где после прохождения квалификационной комиссии работала в качестве химика-лаборанта-аналитика. По ее собственным словам, завод и его «котлы, наполняющие душу» она искренне полюбила. Там же Марина познакомилась со своим будущим мужем Сергеем, родила дочь Татьяну. В 1931 году снова начала работать – уже в аэронавигационной лаборатории Военно-воздушной академии РККА имени Н.Е. Жуковского, где раз и навсегда поняла, что ее стихия – самолеты. Интерес любознательной, схватывавшей знания на лету новой сотрудницы к летной технике был сразу же замечен ее руководством. С этого времени карьера целеустремленной молодой женщины начала стремительно развиваться. Как следует из автобиографии Расковой, она, не оставляя работы, поступила на учебу на заочный факультет Ленинградского авиационного учебного комбината по аэронавигационной специальности, где проучилась полтора года, а затем была послана командованием в Черноморскую аэрографическую экспедицию в качестве штурмана экспедиции. По возвращении из экспедиции сдала экстерном экзамены на звание штурмана и с января 1934 года была зачислена на должность инструктора-летнаба аэронавигационной лаборатории Военно-воздушной академии. Осенью 1934 года командованием академии была командирована на учебу без отрыва от производства в школу пилотов ЦАК (Центральный аэроклуб) в Тушино, которую окончила в августе 1935 года. С осени 1935 года в ВВА работала в качестве инструктора по слепым полетам штурманской кафедры командного факультета и преподавателя штурманского дела на КУНСе (курсах усовершенствования начальствующего состава). В июле 1936 года проходила стажировку в качестве штурмана в 23-й тяжелой авиабригаде.

В 30-е годы прошлого века романтика дальней авиации манила многих, в том числе и молодых девушек и женщин. Не обошла мечта поставить свой личный рекорд, ставший мировым, и первую в истории нашей страны женщину-штурмана.

В 1937 году, как штурман, Марина участвовала в установлении мирового авиационного рекорда дальности полета на самолете АИР-12; в 1938-м — в установлении двух мировых рекордов дальности на гидросамолетах МП-1. Наиболее значимым стал рекордный беспосадочный перелет протяженностью 6450 километров на самолете АНТ-37 «Родина» женского экипажа в составе командира Валентины Гризодубовой, штурмана Марины Расковой и второго пилота Полины Осипенко по маршруту Москва — Дальний Восток (с. Керби) в сентябре 1938 года.

Рекорд был зачтен, но на перелет до Комсомольска-на-Амуре самолету не хватило топлива. В результате вынужденной посадки на фюзеляж в тайге штурман, находившийся в нижнем отсеке самолета, должен был неизбежно погибнуть, и по приказу своего командира Марина выпрыгнула с парашютом. Отважную летчицу обнаружили только через десять дней. Все это время она, рискуя жизнью, пробиралась через таежные дебри и болота с пистолетом в руках, ножом и двумя плитками шоколада, попутно питаясь грибами и ягодами. Когда летчицу обнаружили, она даже нашла в себе силы самостоятельно дойти до спасателей. В конце концов даже для физически крепкой и выносливой Марины этот перелет закончился пребыванием в больничном стационаре, но и там она нашла для себя увлекательное дело. За короткое время лечения написала книгу «Записки штурмана», вышедшую в 1939 году в издательстве «Молодая гвардия» и сразу же ставшую бестселлером.

За выполнение рекордного перелета и проявленные при этом мужество и героизм 2 ноября 1938 года Марине Михайловне Расковой было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина, а после учреждения знака особого отличия она была награждена медалью «Золотая Звезда» № 106. Тогда же получили звание Героев Советского Союза и две другие участницы этого перелета.

 

Командир женского авиаполка пикирующих бомбардировщиков

Известная всей стране и любимая народом героиня в 1941 году собиралась продолжить свое образование в военной академии, но началась война с Германией. Вскоре после вероломного нападения на СССР Марина Раскова обратилась к руководству страны с почином создать женские авиаполки, так как многие девушки в то время буквально рвались в небо. В октябре 1941 года с одобрения Ставки Верховного Главнокомандующего и с поддержкой Центрального комитета ВЛКСМ в городе Энгельсе из летчиц, техников и авиаспециалистов, подготовленных аэроклубами, школами Гражданского воздушного флота и Осовиахима, Марина Михайловна сформировала авиагруппу из трех женских авиаполков: 586-го истребительного (самолеты Як-1), 587-го пикирующего бомбардировочного (Пе-2) и 588-го ночного бомбардировочного (По-2), получившего у немцев название «ночные ведьмы». Позднее и сама Раскова была назначена командиром 587-го бомбардировочного авиаполка.

В Саратове авиагруппа Расковой тесно взаимодействовала с руководством авиационного завода. Среди ее бойцов были и работницы авиазавода, такие как теплотехник Елена Пономарева и револьверщицы Екатерина Федорова и Екатерина Кириллова, для которых зачисление в авиагруппу, несмотря на все трудности обучения и большой риск самой профессии, стало огромным счастьем.

По воспоминаниям тогдашнего директора предприятия И. Левина, «Завод оказал большую помощь 586-му истребительному полку. Конструкторы вычертили схемы, оборудовали учебные классы. Специалисты завода вели занятия. <…> Марина Раскова часто прилетала к нам на завод, просила помочь с материалами, приборами, устранить неисправность либо досадную поломку. Или просто приезжала отдохнуть, провести несколько часов в нашей семье, побеседовать, поиграть на пианино, спеть любимые песни.  Это была замечательная, большой души, обаятельная женщина. С огромным увлечением она рассказывала о музыке, которую хорошо знала и любила, о прочитанных книгах. Вспоминала свой полет на самолете «Родина». Восторженно, тепло, с гордостью говорила о девочках-бойцах своего женского бомбардировочного полка».

В начале января 1942 года директор завода и первый секретарь обкома ВКП(б) И. А. Власов побывали у девушек-летчиц. Условия, в которых жили летчицы, были суровыми: «два деревянных домика и вырытые землянки. Двухъярусные нары. Рядом стоянка самолетов и бескрайняя степь». Вскоре пришло указание из самой Москвы – передать женскому истребительному полку 24 самолета Як-1.

Вот еще одна выдержка из книги И. Левина «Грозные годы»: «В полку пикирующих бомбардировщиков штурманом в экипаж комсомолки Анны Язовской была зачислена наша Елена Пономарева. Ровесница Октября, она успешно окончила индустриальный техникум и поступила на завод. Прекрасная спортсменка, парашютистка, накануне войны Елена окончила Саратовский аэроклуб. Экипаж Язовской показывал чудеса храбрости. Немало бомб сбросила на головы фашистским захватчикам штурман Елена Пономарева, уничтожив большое количество танков, орудий, воинских эшелонов».

Бывший теплотехник авиазавода, гвардии младший лейтенант Елена Пономарева, погибшая в бою с врагами в октябре 1943 года, навечно зачислена в список гвардейского авиационного полка, которым командовала Герой Советского Союза Марина Раскова. А ее подруги – две Екатерины, ставшие механиками самолетов, - дошли от Саратова до Будапешта и с победой и, увенчанные орденами и медалями, возвратились на родной завод.

Летчицы 586-го истребительного полка участвовали в боях за Сталинград, защищали промышленные объекты Саратова и Воронежа, мосты и переправы через Дон, Днепр, Днестр;

588-й (впоследствии 46-й) полк ночных бомбардировщиков участвовал в наступательных сражениях на Северном Кавказе, Тереке и Кубани, в освобождении Новороссийска, Крыма, Белоруссии, Польши; 587-й бомбардировочный полк уничтожал противника на Кубани и Курской дуге, на Смоленском и Брянском направлениях. Все три полка воевали до самой победы. Десятки летчиц стали Героями Советского Союза. Многие из них летали потом и в мирном небе, испытывали новые самолеты, водили гражданские воздушные корабли.

 

Январская трагедия в небе под Саратовом

К осени 1942 года два женских авиаполка – истребительный и ночной бомбардировочный - уже воевали в сталинградском небе. 22 ноября 1942 года М. М. Раскова доложила командующему ВВС Приволжского военного округа, что 587-й БАП, третий среди женских, готов к боевой работе. В конце декабря 1942 года, после года напряженной учебы, он вылетел на фронт, под Сталинград. Оставались на месте дислокации под с. Лопатино Самарской области только два неисправных самолета 1-й эскадрильи экипажей Любови Губиной и Галины Ломановой и самолет самой Марины Расковой. В 587-м полку, как известно, подавляющее большинство составляли женщины, но все же были и мужчины. Трое из них как раз летели в тот трагический день 4 января 1941 года по маршруту Арзамас - Саратов в самолете вместе с Расковой. Метеоусловия в тот день сложились крайне неблагоприятные. Но привыкшая рисковать и преодолевать любые преграды комполка дала сигнал на пробивание облаков и первая вошла в сплошную облачность. Страшная пурга, через которую Марина все же надеялась прорваться вслепую вместе с двумя ведомыми, стала причиной, по которой ее самолет потерял ориентацию и разбился. Два других Пе-2, заблудившись в метели, отстали от Расковой и совершили аварийную посадку. К счастью, ни самолеты, ни их экипажи серьезно не пострадали. Но с экипажем командира полка случилась страшная трагедия. От чудовищного удара сразу погибли пилот Раскова и штурман Хиль, двое других авиаторов были тяжело ранены, потеряли много крови и замерзли насмерть.

Искореженные, промерзшие тела летчиков обнаружили только через три дня. Самолетом По-2 они были доставлены на территорию авиазавода. В Саратове в помещении САЗа состоялся траурный митинг. И. Левин вспоминает, что «гроб с телом М. Расковой был установлен в фойе заводского клуба. Не было на заводе в этот день ни одного человека, который не отдал бы последний долг славной дочери советского народа. Тысяча жителей Саратова, воинские подразделения прошли мимо гроба Марины Расковой. Траурную вахту несли руководители области и города, командование Приволжского военного округа, летчики-фронтовики, личный состав полка, которым командовала Раскова, работники заводов и фабрик. Поздно ночью в специальном вагоне, прицепленном к скорому поезду, тело М. М. Расковой было отправлено в Москву. С вокзала девушки полка, подруги и боевые товарищи приехали к нам домой. До рассвета сидели, вспоминали, с любовью и гордостью говорили девчата о своем погибшем любимом товарище, командире».

Прах Марины Расковой покоится в Кремлевской стене. Тела членов экипажа потерпевшего крушение Пе-2  - штурмана Кирилла Хиля, стрелка-радиста Владимира Круглова и инженера полка Николая Ерофеева захоронили с воинскими почестями сначала в парке «Липки», а затем в братской могиле на Воскресенском кладбище Саратова. Марине Расковой на момент гибели было всего 30 лет. Вскоре после этого полк, в котором она служила, переименовали в 125-й гвардейский имени Марины Расковой, а летчица была посмертно награждена орденом Отечественной войны I степени.

 

Навечно в памяти

В нашем районе свято чтут память летчицы-героини, у монумента на месте ее гибели близ с. Константиновка Михайловского МО и у бюста в центральном парке п. Расково, возведенного к 70-летию Победы, регулярно проводятся патриотические мероприятия и торжественные митинги.

Так, в 2014 году начались работы по созданию мемориала памяти Марины Расковой в поселке, носящем ее имя. Был заказан и выполнен бюст Марины Расковой, подготовлена площадка для мемориала. В следующем юбилейном году на его благоустройстве трудились коллективы администрации, школы, Дома культуры, ученики местной школы. 2 мая 2015 года в парке поселка Расково состоялось торжественное открытие памятника Марине Расковой, ставшего главным местом для проведения в поселке патриотических мероприятий.

А в 2018 году, в ознаменование 80-летия рекордного по дальности беспосадочного перелета по маршруту Москва — Дальний Восток летчиц Расковой, Гризодубовой и Осипенко, у монумента на месте гибели экипажа самолета Пе-2 прошла торжественная передача капсулы с землей с места гибели Марины Расковой нашим пензенским гостям - участникам экспедиции по следам авиаторов-первопроходцев «ЮКАЧИ - 2016».

У обелиска в этот день собрались преподаватели и старшеклассники МОУ «СОШ с. Михайловка», военком Саратовского и Воскресенского районов Эдуард Федоров, руководитель Саратовского регионального отделения ветеранов войны в Афганистане Сергей Антомохин, настоятель Михайловского храма отец Никита, гости из Пензы: председатель клуба путешественников «Загоскинъ» Александр Шилин, руководитель экспедиции «ЮКАЧИ - 2016» Дарья Морозова, участник экспедиции Эдуард Морозов.

Передавая капсулу с места гибели Марины Расковой, военком по Воскресенскому и Саратовскому районам попросил членов экспедиции не останавливаться и вести поисковую работу по сбору сведений об известных летчицах.

Те, кто занимается воспитанием молодого поколения в духе любви к Родине и почитания ее героев, разрабатывают и претворяют в жизнь новые формы работы с молодежью.

Так, в канун Дня Победы в прошлом году в с. Михайловка прошел патриотический велопробег, идея которого возникла у местных активистов.

Маршрут, начинавшийся от Дома культуры, заканчивался монументом на месте гибели легендарной летчицы Марины Расковой и ее экипажа. Цель велопробега заключалась в том, чтобы ознакомить детей с историей героической жизни и гибели легендарной летчицы, рассказать о беспримерных подвигах женских авиаполков во время Великой Отечественной войны. На месте катастрофы дети не только выслушали рассказ о Герое Советского Союза летчице Марине Расковой и обо всех подробностях гибели экипажа ее самолета, но и с гордостью возложили к монументу еловый венок, сделанный руководителем кружка прикладного творчества. Попутно ребята и сопровождавшие их взрослые провели совместную уборку окружающей монумент территории.

Главное сегодня, как, впрочем, и во все времена, не забывать своих героев, тех, кто отдал жизнь за наше светлое будущее, рассказывать о них людям. Пусть подрастающее поколение помнит и чтит славные имена своих предшественников.

Маргарита БОРЦОВА

Комментарии